23 марта 2017 года
7-летний Гамид Гаджиев из Махачкалы – счастливый пример того, как слаженные действия юристов фонда «Подсолнух» привели к тому, что мальчик, начиная с 22 февраля 2017, стал получать жизненно необходимое ему лекарство по месту жительства. Ювенильный артрит Гамида развивался стремительно, а приобретенный вами для мальчика «Энбрел» уже помог ему добиться уменьшения боли в коленях и локтях, понемногу разрабатываются движения практически обездвиженного от боли левого локтя. Гамид все так же гоняет мяч во дворе и шалит с мальчишками, пугая местных бабушек. Благодаря вам мальчик может спокойно засыпать и просыпаться без сильнейшей боли в суставах и даже ненадолго забыть о своей тяжелой и совсем недетской суставной болезни.
История ребенка
Гамид Гаджиев — на всех фото — очень серьезный мальчик. В Республике Дагестан, откуда он родом, мужчине положено быть молчаливым, делать больше, чем говорить и с честью встречать все испытания.
И Гамид старается полностью соответствовать заветам отцов.
На его футболке рожица-смайлик.
А Гамид серьезен, как никогда, даже не улыбнется.
- Что означает твое имя? Интересовался когда-нибудь? — спрашиваем мы его.
- Это арабское имя, — словно нехотя отвечает он. Кажется, богатый? Да, мам?
- Ни в чем не нуждающийся — добавляет, усмехнувшись мама мальчика Наида.
И мы понимаем цену этой усмешки.
Гамид рос и развивался «по плану». «Без особенностей». И заболел очень неожиданно.
В декабре 2011 у мальчика неожиданно отекла и сильно заболела правая коленка. Гамид тогда уверял мать, что не знает, почему она болит. Что это не соседский мальчишка, приятель по футболу, что он ни откуда не падал и не ударялся. Врачи давали кальций, от боли — нурофен, но это не помогало. Позднее ребенку поставили диагноз: реактивный артрит правого коленного сустава.
- Реактивный? Что это? Как самолет что ли реактивный?» — усмехался тогда мальчик.
- Реактивный — потому что быстрый, — грустно отвечала Наида и прятала глаза.
Болезнь Гамида действительно очень быстро «стартовала» и очень быстро «захватывала» организм.
Когда боль в колене стала нестерпимой, мальчику провели операцию, дренирование, в ходе которой избавились от большого количества гноя. «Хронический остеомиелит» — постановили врачи, и назначили антибактериальную терапию.
Колено только-только начало заживать, как в августе 2013 случился рецидив: правое колено снова нестерпимо заболело, началась лихорадка. В октябре 2013 к боли в правом колене добавилась боль в правом голеностопном суставе, нарушилась походка, мальчик стал, как часто бывает в таких случаях, подволакивать ногу, хромать. Был проведен ряд операций, назначена длительная терапия.
В дом Гаджиевых постучалась другая беда: помимо правой ноги стала болеть правая рука, особенно резкой была боль, когда мальчик поднимал руку («Как-то сын одевался и такая боль пронзила его руку, что он сразу упал на кровать и весь скрючился»). Боль стала мучить ребенка по ночам, не давая спать. Врачи подозревали туберкулез, но позднее диагноз был снят.
Пункция костного мозга никаких патологий не выявила, зато на рентгене отмечалась «высокая воспалительная активность», но природу этой активности установить пока не удавалось. Время шло, ситуация не менялась, Гамид продолжал страдать от боли, прибавилась сильная железодефицитная анемия. «Хронический остеомиелит» неплохо поддавался лечению, Гамид даже ходил в детский сад. Случались короткие эпизоды боли и лихорадки, но «худо-бедно» мальчик дожил до 2015 года.
В конце августа 2015 Гамид снова стал жаловаться на многострадальную коленку. После одной из обычных простуд вдруг разболелась левая рука и левый локоть (позднее врачи констатируют артрит), потом разболелись ноги, просто присесть стало большой мукой.
Теперь уже без всяких знаков вопроса у Гамида был установлен ювенильный артрит. Поскольку болезнь развивалась стремительно, мальчику было назначено самое эффективное в таких случаях лечение: генно-инженерная биологическая терапия в лице отлично зарекомендовавшего себя «Энбрела».
«Энбрел» поможет и уже помог Гамиду улучшить свое состояние и добиться уменьшения боли в коленных и локтевых суставах, стало возможным «разработать» движения практически обездвиженного от боли левого локтя. Гамид все-таки продолжает жаловаться на то, что «когда бегаю или прыгаю, все-таки побаливает». Вариант «поберечь себя» и «поменьше носиться» — совсем не про него. Несмотря на свою непростую болезнь, Гамид — обыкновенный мальчишка 7 лет. И хотя и выглядит он – то ли из-за всех своих испытаний, то ли из-за восточной внешности — гораздо старше своих лет, в душе продолжает оставаться «шалуном». Тем самым непоседой, которого старенькая бабушка ругала за лазания по заборам и деревьям.
Шебутной характер чуть не стоил Гамиду в апреле 2016 жизни. С диагнозом юношеский артрит опасным может стать любое, даже незначительное падение или столкновение: Гамид упал с лестницы и получил перелом со смещением.
Назначенный тогда мальчику метотрексат он то не получал («в связи с отсутствием в регионе»), то получал, но с жуткими побочными эффектами вплоть до тошноты, рвоты и полного отказа от еды. Колени особенно остро стали реагировать на смену погоды. «Я как старик, — смеялся Гамид. — Завтра будет дождь, потому что у меня снова болит коленка».
В июне 2017 Гамид вернется в Москву для продолжения лечения. А пока этому мальчику жизненно необходимо «продержаться».
Желательно без страшных ночных болей, а особенно желательно — «почти так же, как другие мальчишки – весело, быстро и реактивно».
Но не как болезнь Гамида.
А как реактивный самолет. Который, как мечтает мальчик, перестанут сравнивать с ювенильным артритом, которым он болен.
Автор статьи: Татьяна Ларина-Державина
Фото из личного архива семьи Гаджиевых
Обратная связь: tl@fondpodsolnuh.ru